Как театр начинается с вешалки, так и первое впечатление о водителе дает его рабочая поза. Управление автомобилем — работа, и, чтобы делать ее хорошо, водитель должен сидеть удобно. Обычно, когда описывают оптимальное положение человека за рулем, приводят значения углов, которые при этом образуют звенья тела водителя. Такой подход удобен конструктору, когда он проектирует размещение водителя в автомобиле. Водитель не имеет угломера, но у него есть ощущение: «удобно ли ему?». Поэтому полезно знать, что вызывает отклонение позы от оптимальной, как это мешает выполнению операций с органами управления и какие последствия в виде профессиональных заболеваний могут наступить в этом случае. Оптимальной позе соответствует наиболее естественное взаимное положение звеньев тела.
В этом случае напряжение мышц, поддерживающих позу, является также естественным. Соответственно, скорость развития процессов
утомления мышц естественная и пребывание за рулем, в пределах допустимого условиями безопасности времени, не вызывает появления болевых ощущений. Отклонение позы от оптимума приводит к увеличению напряжения мышц и чем оно выше, тем раньше появится боль.
Почему необходимо сидеть, наклонив туловище назад? При ходьбе мы смотрим на некоторое расстояние перед собой, которому соответствует естественный наклон головы. Автомобиль перемещается быстрее человека, поэтому «точку взора» приходится переносить далеко вперед, меняя наклон головы. Чтобы сохранить наклон головы естественным, необходимо наклонить туловище назад. Другая причина — необходимость опоры для тела. Понять важность этого можно посидев на табурете, вытянув ноги вперед и держа туловище вертикально. Когда спинка сиденья наклонена назад, вес туловища прижимает его к спинке и напряжение мышц остается естественным. Наклоняя спинку сиденья вперед или назад относительно оптимального положения, мы можем ожидать появления болевых ощущений в области шеи, мышц плечевого пояса, спины.
В оптимальной позе сохраняются и естественные изгибы позвоночника, который является «пружиной», амортизирующей вертикальные толчки. Роль упругих элементов играют межпозвоночные диски, которые в естественном положении нагружаются равномерно.
Типичная ошибка — смещение таза вперед, наклон туловища вперед. В этих случаях спина принимает округлую форму.
Удобство положения ног зависит от угла их изгиба в колене: «чем угол больше, тем лучше», но все же его величина ограничивается возможностью нажать на педаль сцепления «до пола». При этом колено должно оставаться чуть-чуть согнутым, а угол в голеностопе близок к прямому. Положение рук, позволяющее реализовать оптимальную технику руления, к сожалению, не является естественным. Руки стоящего человека опущены вдоль туловища. Оптимальное положение рук водителя легкового автомобиля близко к горизонтальному. В локте руки должны быть согнуты настолько, чтобы при повороте рулевого колеса рука, держащая его в верхней точке, оставалась чуть-чуть согнутой, а туловище оставалось неподвижным. Отклонение от естественного положения рук является ценой, которую необходимо заплатить за возможность реализации оптимальной техники руления, о которой мы поговорим на следующем занятии.
Если представить рулевое колесо в виде большого циферблата, то оптимальное положение рук на рулевом колесе: между «9 и 10 часами» левая, между «2 и 3 часами» правая. Чтобы рулевое колесо было удобно держать, поперечная спица в нейтральном положении колеса должна располагаться горизонтально. При этом создаются наилучшие условия для считывания показаний пилотажных (тахометр, спидометр, эконометр) приборов. Наклон туловища не должен также изменяться и при перемещении других органов управления, прежде всего рычага КП. Конструкторы позаботились также о том, чтобы водитель, находящийся в оптимальной позе, имел наилучшие условия для наблюдения за дорогой.
Распространенная ошибка водителей заключается в том, что в случае опасности значительная часть из них изменяет свою позу в худшую сторону. Связано это с естественной реакцией на опасность, которая заключается в напряжении мышц и стремлении «сжаться в комок». Поэтому водитель «ложится грудью на руль», лишая себя последней возможности исправить положение. Надо научиться «упираться в руль», прижимая туловище к спинке сиденья, сохранив тем самым оптимальную позу.
Для нахождения своей индивидуальной оптимальной позы необходимо учиться анализировать свои ощущения. Все проявления неудобства надо компенсировать, используя имеющиеся в автомобиле регулировки, подбирая и оптимальное положение сиденья относительно органов управления. Когда рабочее место водителя имеет только две регулировки: продольное перемещение сиденья и наклон его спинки будьте готовы к тому, что, в зависимости от особенностей телосложения, полного оптимума достичь не удастся. В этом случае придется довольствоваться разумным компромиссом.
В заключение этого урока рассмотрим последовательность выполнения регулировок при принятии оптимального положения за рулем. Сначала следует отрегулировать положение сидения по горизонтали. Желательно установить его как можно дальше от руля, но настолько, чтобы при полностью выжатой педали сцепления левая нога оставалась чуть согнутой в колене и, самое главное, не должно возникать ощущение неудобства из-за того, что приходится тянуться за педалью.
Регулируя наклон спинки сиденья необходимо учитывать то, что при ее оптимальном наклонена 15—-25″ туловище опирается на спинку и вы не ощущаете напряжения мышц спины, плечевого пояса и шеи.
После этого необходимо уточнить наклон спинки сиденья. Для этого нужно взяться за руль в самой удаленной его точке. При этом рука должна быть слегка согнута, и отсутствовала необходимость наклоняться вперед. Наиболее точно это можно проверить, пристегнувшись ремнями безопасности. Если окажется, что для сохранения удобного положения рук надо наклониться к рулю, подбор удобной рабочей позы следует продолжить в следующей последовательности. Возможно на вашем автомобиле изменяется положение и наклон руля. В этом случае необходимо воспользоваться этими регулировками. При этом необходимо обратить внимание на то, чтобы обод руля не закрывал приборы.
Если с помощью изменения положения рулевого колеса не удается решить задачу его досягаемости слегка согнутой рукой или такие регулировки отсутствуют, необходимо в пределах комфортного значения (15—25°) уменьшить наклон спинки сиденья. Однако и этого может оказаться недостаточно. В этом случае придется двигать сиденье вперед. При этом углы в коленных суставах уменьшатся и поза станет менее удобной. К сожалению это плата за то, чтобы руль находился в зоне досягаемости рук водителя, что более важно.
Окончательную доводку рабочей позы возможно сделать только в процессе непродолжительной поездки.
О.В. Майборода «Уроки вождения»