Продолжаем разбирать порядок движения через перекресток. В этой статье рассмотрим въезд на перекресток и выезд с перекрестка в рамках общих правил движения через пересечение дорог.
В предыдущей публикации определен алгоритм движения через перекресток, и были рассмотрены первые три пункта, характеризуемые как подготовка к пересечению перекрестка.
Четвертый пункт алгоритма (въезд на перекресток и выезд с перекрестка) будет постепенно рассмотрен в сериях статей Как проезжать перекрестки, Проезд перекрестков 2 и Регулируемый перекресток.
Существует множество разновидностей перекрестков по их форме и содержанию (вид, количество дорог, образующих пересечение и пр.), кроме этого, их разделяют на типы: регулируемые и нерегулируемые.
Правила проезда перекрестков разных типов отличаются между собой, иначе бы не было подобного разделения. Главное отличие — разные условия, предоставляющие приоритет (право на первоочередное движение).
Но есть и общие правила проезда перекрестков, относящиеся ко всем типам перекрестков. Также, общими являются некоторые технические моменты, касающиеся процесса движения через перекресток.
Далее в статье:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Оглавление
Общие правила проезда перекрестков
Перекресток может быть образован разными по ширине, в т.ч. многополосными (многорядными) дорогами. Встречные и попутные полосы (ряды) движения разграничивают дорожной разметкой.
Если разметку границ полос движения не видно (она не различима, отсутствует), то количество полос (рядов) определяется самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов ТС и интервалов между ними (пункт 9.1 ПДД).
Направления движения по полосам указывают знаками особых предписаний 5.15.1, 5.15.2 и дорожной разметкой 1.18, которая дублирует эти знаки.
Знаки располагают или над проезжей частью, или сбоку от дороги. Подробнее — в статье Знаки направлений движения по полосам.
Если знаков, указывающих направления движения по полосам на перекрестке не установлено, а дорожную разметку 1.18 не видно (возможно, что ее там никогда не было), то запомните простое правило:
- движение в направлениях «прямо» и «направо» осуществляются из крайнего правого ряда (крайнего правого положения) вашего направления;
- движение в направлениях «прямо», «налево» и «разворот» осуществляются из крайнего левого ряда (крайнего левого положения) вашего направления;
- если между двумя крайними рядами остается место для еще одного ряда (среднего), то с него — движение только «прямо».
Несколько слов о технике поворота.
В случае, если на перекрестке предполагается поворот, то уместно будет вспомнить о том, как автомобиль поворачивает. По этой теме — материал одноименной статьи Как автомобиль поворачивает.
Следует обратить внимание на смещении задней оси к центру поворота. Это актуально при повороте направо, когда будете ехать близко к правой кромке, чтобы не наехать задним колесом на бордюр.
Еще, в ПДД есть два правила, определяющих приоритет в процессе проезда любых перекрестков. Они изложены в разделе 13 ПДД:
- При повороте направо или налево вы обязаны уступить дорогу пешеходам, велосипедистам и лицам на СИМ, пересекающим проезжую часть дороги, на которую вы поворачиваете (пункт 13.1).
- Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит вас остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении (пункт 13.2).
На этом сходство правил проезда обоих типов перекрестков заканчиваются. Во всем остальном правила проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков различны.
В зависимости от установленной организации движения на перекрестке, вы можете проехать в любом из доступных направлений, которые на этом перекрестке не запрещены ПДД (направо, прямо, налево и на разворот).
Соответственно, для того, чтобы проехать перекресток, нужно на него сначала заехать, потом — выехать.
Въезд на перекресток для поворота направо
Перед поворотом направо следует занять крайнее правое положение на проезжей части (перестроиться в крайний правый ряд).
В процессе поворота направо все пространство перед вами, а также справа от вашего автомобиля, хорошо просматривается, и поэтому вам легко его контролировать.
Полосы для движения бывают достаточно широкими, там спокойно могут уместиться два автомобиля. А чтобы проехать двухколесному мотоциклу или велосипеду, то нужно еще меньше места.
Кроме мотоциклов, мопедов и велосипедов на дорогах все больше появляется людей, использующих для передвижения СИМ.
Поэтому, формально выполнить перестроение в крайний правый ряд (занять крайнюю правую полосу), будет недостаточно.
Нужно принять правее настолько близко к краю проезжей части (краем может быть тротуар, бордюр, обочина), чтобы вас невозможно было объехать справа.
В таком случае вы сможете повернуть не опасаясь, что между вами и бордюром вклинится мотоцикл, мопед, велосипед или СИМ. Но в ту сторону, все равно, придется поглядывать.
Некоторые автомобилисты используют обочину для объезда затора, образовавшегося перед перекрестком, и тем самым еще больше усиливают затор.
Несмотря на то, что движение ТС по обочине запрещается (пункт 9.9 ПДД), их это не останавливает.
По всем этим причинам есть смысл контролировать правую сторону, потому что высока вероятность во время поворота направо столкнуться с нарушителем, движущимся по обочине.
В случае ДТП, в нем будет виноват нарушитель, но вам от этого легче не станет. Один такой случай рассмотрен в статье Обгон по обочине.
Бывает, что на широкой многополосной дороге ПДД разрешают повернуть направо с двух крайних правых полос.
Если вы намереваетесь повернуть направо из второй полосы, тогда следите за обстановкой на дороге справа от вас, на первой полосе.
Может случиться так, что автомобилист на первой полосе не станет поворачивать, а поедет прямо. И тогда есть вероятность «встретиться» с ним на перекрестке.
В статьях Опережение по полосе, предназначенной для поворота направо и Поворот направо со второй полосы есть разбор дорожных ситуаций в похожих условиях.
Выезд с перекрестка направо
Углы у перекрестков обычно скруглены, но радиус закругления зависит от ширины образующих перекресток дорог.
В зависимости от дуги закругления, траектория движения автомобиля на повороте может быть плавной (рисунок слева), а может быть как бы слегка «ломаной» (рисунок справа).
По дуге поворота нужно стараться вести автомобиль таким образом, чтобы не наехать правым задним колесом на бордюрный камень. Для этого не следует прижиматься вплотную к бордюру.
Техника безопасного поворота подробно изложена в статье Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота. Она актуальна как на затяжных поворотах дороги, так и на коротких поворотах, каким является поворот на перекрестке.
А что делать, если в процессе вашего поворота, пешеходы переходят через дорогу? Там могут быть еще люди на велосипедах или других мобильных устройствах.
Поскольку пункт 13.1 ПДД обязывает вас уступить дорогу лицам, пересекающим проезжую часть, на которую вы поворачиваете, то выезд с перекрестка нужно выполнить с учетом данного требования.
Целесообразно будет остановиться (прекратить движение), чтобы их пропустить.
Для этого можно мысленно отметить место на проезжей части, где вы плавно остановитесь. Возьмите себе за правило: никогда не останавливайтесь на «зебре» (разметка 1.14.1 и 1.14.2). Лучше до нее чуть не доехать.
Более подробно о правилах пропуска пешеходов можно прочесть в серии статей Уступить дорогу пешеходу.
Проезд пешеходных переходов рассмотрен в статьях Проезд пешеходных переходов на перекрестках и Пешеходные переходы вне перекрестков.
Завершать правый поворот нужно по возможности в крайнюю правую полосу (как требует пункт 8.6 ПДД). Фраза «по возможности» означает, что если возможно, то нужно держаться правее.
Несмотря на то, что поворот направо один из самых простых в выполнении, с этим маневром связано немало ситуационных «сложностей». Более подробно — в статье Поворот направо. Опасные ситуации.
Все перечисленное выше из общих правил проезда перекрестков относится как к повороту направо, так и к повороту налево (ниже по тексту), включая требования ПДД по части пропуска пешеходов.
Многие вопросы ПДД и безопасности, возникающие в процессе поворота направо в разных дорожных ситуациях, в том числе на перекрестке, описаны в серии статей Поворот направо.
И еще будет полезен материал статьи Перекресток со светофором. Поворот направо.
Проезд через перекресток «прямо»
Когда число полос на входе и выходе совпадают, въезд на перекресток для проезда в прямом направлении, соответственно, выезд с перекрестка «прямо» особых трудностей не представляют.
Разве что, необходимо контролировать боковой интервал до едущих рядом транспортных средств. Впрочем, это нужно делать всегда.
Контроль бокового интервала особенно актуален в случаях, когда вы или кто-то из водителей прибегает к перестроению для объезда едущего впереди ТС.
Например, с левой полосы разрешается ехать прямо или налево. «Передний» автомобиль поворачивает налево (мигает поворотником), и его нужно объехать, для того чтобы проехать «прямо».
Когда объезжаете, есть вероятность столкнуться боками с теми, кто едет в смежном ряду.
Другой вариант, в котором можно «притереться» боками, это узкое место на выезде с перекрестка, образовавшееся по каким-то физическим причинам (сужение полос, затор, препятствие и пр.).
Вот, в таких случаях, при перестроении, возникает необходимость усиленно контролировать боковой интервал. См. статью Перестроение (смена полосы) на перекрестке и Как перестроиться на перекрестке.
Дополнительно есть смысл ознакомиться с материалом статьи Движение прямо на перекрестке со светофором.
Въезд на перекресток для поворота налево или разворота
Также как и для поворота направо, перед поворотом налево или разворотом необходимо занять крайнее левое положение на стороне проезжей части вашего направления.
Если на проезжую часть нанесена разметка полос для движения и «осевая» линия дорожной разметки, разделяющая встречные потоки, тогда нужно почти вплотную «прижаться» левым бортом к осевой линии — это и будет крайнее левое положение.
Если «осевую» линию дорожной разметки не видно, тогда нужно мысленно разделить дорожное полотно на две равные части и «прижаться» левым бортом своего транспортного средства к середине дороги.
В случае, если на многополосной дороге ПДД разрешают повернуть налево одновременно с двух смежных полос, то запомните, что развернуться ПДД разрешают только с крайней левой полосы (левого ряда).
См. статью Выполнение разворота. Часть 2 и серию статей Разворот.
После того, как вы расположили свой автомобиль для поворота налево в соответствии с ПДД, въезжаете на перекресток.
Траектория вашего поворота налево должна пройти через условный центр перекрестка или около него. Такая траектория полностью отвечает требованиям ПДД.
Когда вы поворачиваете через условный центр перекрестка или рядом с ним, то вы практически все время находитесь на своей правой стороне проезжей части.
Выезд с перекрестка налево
Траекторию движения во время поворота налево нужно строить так, чтобы на выезде с перекрестка не оказаться на полосе для встречного движения.
Если выразиться проще, то при выполнении поворота налево запрещается срезать углы (пункт 8.6 ПДД).
Во время поворота налево линия вашего движения обязательно пересечется с линией движения встречных ТС.
Чтобы упорядочить данный процесс, при повороте налево или развороте пункты 13.4 и 13.12 ПДД обязывают уступить дорогу встречным ТС, движущимся со встречного направления «прямо» или «направо».
Также, как и при повороте направо, есть смысл мысленно отмечать точки остановок автомобиля для того, чтобы пропустить встречный транспорт и других участников движения, когда этого требуют Правила.
Пересекаемая дорога, на которую вы поворачиваете, может иметь одну, две, три и более полос для движения в одном направлении. На какую полосу разрешается повернуть?
ПДД не оговаривают этот случай, т.е. ПДД разрешают повернуть на любую полосу пересекаемой дороги.
После поворота можно будет перестроиться на ту из полос, которая более удобна для дальнейшего маршрута. При этом нужно помнить о некоторых ограничениях для движения по крайней левой полосе (пункт 9.4 ПДД).
Более подробно о поворотах налево на перекрестке — в группе статей Проезд перекрестка налево. И еще будет полезен материал статьи Перекресток со светофором. Поворот налево.
Еще может случиться так, что вам навстречу будет ехать автомобиль, который тоже, как и вы, будет поворачивать налево. У вас может возникнуть вопрос: каким бортом с ним разъехаться, правым или левым?
ПДД не уточняют этот случай, более того, единых правил разъезда в этой ситуации не существует. Не запрещается разъехаться как правыми, так и левыми бортами.
Ответ на этот вопрос будет зависеть, скорее, от формы (конфигурации) перекрестка. Эта ситуация рассмотрена в статье Встречный разъезд на перекрестке при повороте налево.
На этом, обсуждение вопросов «въезд на перекресток» и «выезд с перекрестка» в рамках общих правил проезда перекрестков дорог, можно считать оконченным.
В следующих публикациях серии Как проезжать перекрестки общие правила проезда перекрестков рассмотрены более конкретно.
Серия статей Как проезжать перекрестки
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной аварийной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «общие правила проезда перекрестков», а также ответов на вопросы, как не попасть в ДТП в процессе движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей: