Материал этой статьи также является предисловием к серии статей Регулируемый перекресток, и посвящен общим правилам движения через перекресток дорог, который является регулируемым.
В этой статье приведем признаки регулируемого перекрестка, перечислим правила проезда регулируемых перекрестков на примере перекрестка со светофором и с регулировщиком.
Далее, в статье:
1.
2.
3.
3.1.
Оглавление
Признаки регулируемого перекрестка:
Что необходимо сделать в первую очередь если вы намереваетесь проехать через перекресток?
Приближаясь к перекрестку, в первую очередь необходимо выяснить его тип, т.е. какой он: регулируемый или нерегулируемый (см. алгоритм проезда через перекресток, пункт 2).
От типа перекрестка будет зависеть последовательность ваших дальнейших действий на въезде и выезде с перекрестка.
Ответ на вопрос, по каким характеристикам определяется тип перекрестка, дает пункт 13.3 ПДД:
- При желтом мигающем сигнале, или если светофоры не работают и отсутствует регулировщик, перекресток считается нерегулируемым.
- Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.
Таким образом, признаки регулируемого перекрестка (и вообще, любого регулируемого участка дороги) следующие:
- Движение регулируется светофором;
- Движение регулируется регулировщиком.
Главным признаком регулируемого перекрестка является не просто наличие светофора или регулировщика на перекрестке, а сам факт регулирования:
Если движением управляет светофор, то он работает в режиме «красный-желтый-зеленый».
Если движением управляет регулировщик, то он стоит в центре перекрестка, и регулирует процесс движения через перекресток специальными жестами.
Если интересуют признаки нерегулируемого перекрестка, а также порядок движения в соответствии с ними, то они подробно рассмотрены в статьях: Правила проезда нерегулируемых перекрестков и Проезд нерегулируемых перекрестков.
Переходим к общим правилам проезда через регулируемый перекресток.
Правила проезда регулируемых перекрестков
- Правило 1. Работающий в режиме «красный – желтый – зеленый» светофор отменяет действие знаков приоритета (пункт 6.15 ПДД).
- Правило 3. При включении для вас разрешающего сигнала светофора, необходимо уступить дорогу ТС, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, заканчивающим переход проезжей части вашего направления (пункт 13.8 ПДД).
- Правило 4. Если светофор оборудован дополнительной секцией, то на ней стрелкой указано направление. Двигаться в направлении стрелки в такой секции разрешается только в случае, если она включена.
- Правило 5. Если зеленая стрелка в дополнительной секции «горит» вместе с красным сигналом светофора, то движение в направлении зеленой стрелки разрешено, но требуется уступить дорогу ТС, едущим с других направлений.
Разрешенные направления движения при различных сигналах светофора, в том числе с одной или двумя дополнительными секциями можно посмотреть в разделе 6 ПДД.
- Правило 6. Если движением на перекрестке управляет регулировщик, то его действия наделены высшим приоритетом. Это значит, что все его указания по порядку движения для водителей обязательны, даже если они противоречат сигналам светофора, знакам и дорожной разметке.
Другими словами, регулировщик на перекрестке главнее светофора, знаков и дорожной разметки.
Разрешенные направления движения при различных сигналах регулировщика (в виде картинки) можно посмотреть в пункте 6.10 ПДД.
Эти шесть правил применяются к проезду регулируемых перекрестков и других регулируемых участков дороги.
Есть еще два требования: уступить дорогу пешеходам, велосипедам и людям на СИМ при поворотах направо или налево, и не выезжать на перекресток в случае затора (пункты 13.1 и 13.2 ПДД), но эти требования относятся, скорее, к соблюдению приоритета.
Соблюдение приоритета во время разъезда с трамваем на перекрестке заслуживает отдельного внимания. При равных правах на проезд трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми ТС.
Этот вопрос рассмотрен в статье из этой же серии Проезд перекрестков с трамвайными путями.
Теперь несколько «бытовых» правил для благополучного (безаварийного) проезда через перекресток со светофором.
Поскольку работающий в режиме «красный-желтый-зеленый» светофор подразумевает регулируемый участок дороги, то перечисленные ниже правила справедливы для движения на любых светофорах, кроме реверсивных и железнодорожных.
Переезд через ж/д пути, в т.ч. оборудованных светофорами, рассмотрен в статье Как проехать жд переезд.
Когда транспортный светофор работает в режиме «красный-желтый-зеленый», ПДД разрешают движение на зеленый сигнал и зеленый мигающий сигнал (пункт 6.2 ПДД).
Красный сигнал запрещает движение. Желтый сигнал запрещает движение, но допускает его, если для остановки придется применить экстренное торможение (пункт 6.14 ПДД).
В связи с этой возможностью (допуском), почти всегда появляется желание успеть проехать на желтый сигнал, включившийся после зеленого мигающего сигнала.
Если вы подъезжаете к светофору на зеленый мигающий сигнал (сигнал мигает 3 секунды), то в зависимости от расстояния до светофора, от вашей скорости и прочих обстоятельств сразу же определитесь, будете ли вы пересекать перекресток или остановитесь.
Ваши намерения должны быть понятны другим водителям, едущим за вами:
- если решили продолжить движение, ускоряйтесь с таким расчетом, чтобы за вами успел проехать следующий позади вас автомобиль (если его водитель изъявит такое желание);
- если решили остановиться, то заранее нажмите слегка на педаль тормоза, чтобы включились стоп-сигналы, тогда едущий сзади поймет, что вы тормозите, и сам приготовится к остановке;
- если же остановка на светофоре требует от вас интенсивного торможения (допустим, что у вас высокая скорость, вы надеялись успеть проехать, а впереди пошло что-то не так), то в процессе торможения (желательно еще ДО этого) обязательно контролируйте обстановку сзади своей машины.
Это необходимо для того, чтобы избежать наезда на вас движущегося сзади автомобиля. Лучше будет заехать за стоп-линию, и получить штраф, чем получить удар сзади.
Но ситуацию с наездом сзади лучше не допускать. См. статью Остановка перед стоп-линией.
Когда вы подъезжаете к перекрестку со светофором, на котором только что включился зеленый сигнал, всегда снижайте скорость, даже если дорога для движения свободна.
В таких обстоятельствах всегда существует вероятность столкновения с автомобилем завершающим проезд перекрестка с других направлений, особенно на «закрытых», плохо просматривающихся перекрестках.
Очень наглядный пример такой ситуации рассмотрен в статье Проезд на только что включившийся зеленый.
Если вы подъезжаете к светофору с «горящим» красным сигналом, то заранее снижайте скорость и старайтесь ехать так, чтобы при подъезде к нему уже включился зеленый сигнал, и вы могли проехать перекресток без остановки.
В случае, если ваш автомобиль стоит на светофоре первым, и вы собираетесь продолжить движение в прямом направлении, то следует стартовать с разумным ускорением, чтобы не задерживать водителей, который едут сзади вас.
Если же вы стоите на светофоре вторым (третьим, четвертым и т.д.), старайтесь трогаться одновременно или с минимальным отрывом от едущего перед вами автомобиля.
Движение на перекрестке с регулировщиком
Если движением на перекрестке руководит регулировщик, то все внимание на него. По статусу, указания регулировщика главнее сигналов светофора, дорожных знаков и разметки (пункт 6.15 ПДД).
В силу того, что регулировщик на дорогах встречается не часто, при его виде некоторые автомобилисты теряются, и общий порядок движения входит в ступор.
В такие моменты не следует терять бдительность, и есть смысл усилить внимание за едущими впереди вас автомобилистами.
Не исключено, что кто-то из них может запутаться в сигналах регулировщика, и резко затормозит. Его сосед попытается его объехать, и может ударить другой автомобиль. В общем, одно «потянет» за собой другое.
Как легко запомнить сигналы регулировщика
Жесты (сигналы) регулировщика с описанием их значений приведены на сайте в пункте 6.10 ПДД. Там же есть рисунок-схема с изображением разрешенных направлений движения при различных сигналах регулировщика.
Легко запомнить сигналы регулировщика поможет их формулировка, приведенная ниже:
- Вытянутыми руками регулировщик указывает на те стороны перекрестка, откуда движение разрешается;
- Безрельсовый транспорт движется из «рукава в рукав» регулировщика, при этом разрешается повернуть направо;
- Повернуть налево и развернуться разрешено только в случае, когда траектория из «рукава в рукав» по ходу движения «поворачивает» налево;
- Трамваи движутся только из «рукава в рукав» регулировщика;
- Движение всегда запрещено со стороны правого бока регулировщика, когда его правая рука вытянута вперед, как бы перекрывая движение; со стороны спины; а также со стороны груди в случае, если его руки расставлены в стороны, или опущены вниз.
Ждете «свой» разрешающий сигнал, и начинаете либо продолжаете движение.
А вообще, регулировщики тоже люди, они способны понять чужую забывчивость, и чтобы не задерживать весь поток, часто «объясняют» другими понятными жестами кому и куда в данном случае можно продолжить движение.
На этом обсуждение правил проезда регулируемых перекрестков можно считать законченным. Тема следующей статьи из этой серии — правила проезда через нерегулируемые перекрестки.
Серия статей Как проезжать перекрестки
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной аварийной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «правила проезда регулируемых перекрестков» и ответов на вопросы как не попасть в ДТП в процессе движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей: