Как тормозить на механике

02 февраля 2025
Как тормозить на механике - несколько вариантов

Одним из основных элементов управления автомобилем, который следует изучить для безопасного вождения, является торможение. В этой статье специалисты компании «Экспресс буксир» расскажут, как правильно остановиться на машине с механической коробкой передач, но для начала рассмотрим несколько видов торможения.

Основные виды торможения

По сути, все виды снижения скорости на машине можно разделить на три основных:

  • штатное,
  • экстренное,
  • аварийное.

Давайте разберем эти три вида более детально.

Штатное торможение

Под ним, как правило, понимают снижение скорости авто в обычных дорожных условиях. Вам необходимо просто остановиться в определенном месте, нет каких-либо неожиданных опасностей, которые заставили вас прибегнуть к резкому торможению. Ниже мы приведем два основных способа.

Торможение двигателем

Чаще всего тормозят двигателем задолго до места остановки на ровной, скользкой или мокрой дороге. Предположим, вы двигаетесь по улице, впереди загорается красный или желтый, а может, начал мигать зеленый сигнал светофора или показалось место планируемой остановки. Чтобы медленно снизить скорость, необходимо просто плавно отпустить педаль газа, не выжимая сцепление. Вы будете продолжать двигаться на включенной передаче, постепенно снижая скорость движения.

Торможение происходит в первую очередь за счет того, что двигатель перестает создавать крутящий момент и начинает препятствовать вращению колес. Поэтому такой режим и стал называться торможением двигателем. Автомобиль при этом постепенно замедляется.

Существует и второй вариант торможения двигателем: по мере снижения скорости автомобиля с повышенных передач необходимо переключаться на пониженные, не доводя обороты до холостых. Таким образом, можно уменьшить скорость автомобиля еще быстрее и остановить машину практически без использования педали тормоза. Такой метод остановки может вам пригодиться, если отказали тормоза. Для полной остановки можно либо дождаться, чтобы двигатель заглох, либо воспользоваться ручным тормозом, но только на малых скоростях.

Такой способ торможения требует от водителя больших усилий и много практики. Переключения должны быть плавными и без резких толчков, которые не лучшим образом сказываются на состоянии самого автомобиля. При этом не допускаются переключения больше, чем на две передачи вниз. В противном случае может произойти разрушение коробки передач или мотора.

Также необходимо отметить, что торможение двигателем позволяет не только замедлить скорость, но и сэкономить на горючем. Дело в том, что в машинах с карбюраторным мотором при этом приводится в действие система ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода), перекрывающая подачу бензина.

Нужен эвакуатор для автомобиля?

Нужен эвакуатор для автомобиля?

Звоните по круглосуточному номеру телефона +7 495 532 58 98. Оказываем услуги по эвакуации автомобилей в Москве и Московской области.

круглосуточно и без выходных.

Комбинированное снижение скорости

Совмещение торможения двигателем с использованием педали тормоза — это и есть комбинированный вариант. Этот позволяет автомобилю останавливаться еще быстрее и безопаснее, чем при применении педали тормоза и выжатом сцеплении. Включенная передача не позволит колесам заблокироваться, что сохранит управление в сложной ситуации.

Чаще всего применяют такое торможение на ровной дороге вблизи препятствия. Ситуация отличается от описанной выше меньшим расстоянием до места остановки. То есть замедление автомобиля должно произойти на более короткой дистанции. Поэтому для безопасного торможения необходимо выполнить следующие действия:

  • как и в предыдущем варианте, плавно отпустить педаль газа, не выжимая сцепление;
  • но, в отличие от предыдущего метода, отпустив газ, сразу же помогаем двигателю подтормаживать педалью тормоза;
  • на оборотах холостого хода выжимаем сцепление, переводим рычаг коробки в положение на одну передачу ниже, либо, если скорость невелика, в нейтральное положение и окончательно останавливаем автомобиль.

При отпущенной педали газа и включенной передаче перекрывается подача топлива, и машина переходит в режим торможения двигателем. Но теперь одновременно происходит торможение и двигателем, и тормозом. Поэтому путь до полной остановки будет значительно короче, чем в первом случае.

Экстренное торможение

К нему прибегают только при неожиданно возникшем препятствии, чтобы остановиться как можно скорее. А главное отличие экстренного торможения — любой ценой избежать столкновения с препятствием.

При экстренном снижении скорости ваша задача состоит в том, чтобы остановиться как можно скорее. А для этого следует научиться правильно работать с педалью тормоза, чтобы не допускать скольжения колес во время торможения. В первую очередь надо запомнить, что движение должно продолжаться на передаче, чтобы не допустить блокировки колес и не вызвать неуправляемого скольжения.

Существуют и специальные способы торможения, которые позволяют остановить машину более эффективно. Один из них называют прерывистым. Его суть в следующем:

  • при возникновении опасности столкновения с максимальной силой нажимается педаль тормоза;
  • в момент появления так называемого визга, когда происходит блокировка колес, необходимо на мгновение слегка отпустить педаль;
  • когда визг пропадает, следует повторное нажатие на тормоз с той же силой.

Все эти действия необходимо повторять до тех пор, пока машина полностью не остановится. При этом тормозить необходимо при включенной передаче и отпущенном сцеплении, так как тормозной путь при этом становится значительно короче.

На малой скорости движения можно выжать сцепление, чтобы не заглохнуть. Конечно, это лучше делать при условии, что вы сумеете остановиться до препятствия. В противном случае этого лучше не делать — просто тормозите. Двигатель, снизивший обороты ниже холостых, естественно, заглохнет, но в данной ситуации это вторично. Главное при этом — остановиться до препятствия.

Аварийное торможение

Применяется в тех случаях, когда водитель понимает, что другого пути нет. Тут и торможение с отказавшей тормозной системой, и возникновение на дороге пешеходов. В первую очередь водитель должен с полной ответственностью осознавать, что управляет средством повышенной опасности. В случае риска наезда на пешехода нужно принять любые меры, чтобы избежать этого. В том числе можно направить автомобиль в кювет или обочину, избежав столкновения и остановившись в более мягком и рыхлом грунте. Как уже указывалось выше, при отказе системы торможения в движении следует остановить автомобиль, используя торможение двигателем и для полной остановки используя ручной или парковочный тормоз.

Как тормозить при наличии системы АБС?

Если ваша машина оборудована антиблокировочной системой (АБС), то ваша задача облегчается: нет надобности реагировать на блокировку колес. Отпадет необходимость в периодическом нажатии на педаль тормоза для более эффективного торможения. Система АБС сделает все сама.

При наличии этой системы колеса не заблокируются, а автомобиль сохранит управляемость даже на скользком покрытии. Все, что от вас требуется, — это надавить на педаль тормоза. При этом она начнет создавать соответствующее биение, что говорит о работоспособности системы.

Но никогда никакие самые современные системы не сделают торможение на льду равным торможению на асфальте. Будьте осторожны, не превышайте предельно допустимую скорость, особенно на мягком или скользком покрытии, оснащайте свой автомобиль шинами, соответствующими погодным условиям и времени года. Тормозной путь при наличии системы может быть даже длиннее в сравнении с такой же машиной без АБС, но система позволяет сохранить управляемость транспортным средством, что дает вам возможность совершить маневр, чтобы избежать столкновения.

Как правильно тормозить на машине с механической коробкой передач?

Как известно, в каждой ситуации на дороге действовать следует по-разному. Это же касается и торможения. Ниже мы приведем несколько примеров, в которых расскажем, что можно и нельзя делать в той или иной ситуации.

Как тормозить с МКПП в повороте?

Вообще в повороте тормозить не надо. Скорость следует снижать до него. Но если такая необходимость все же возникла, запомните несколько правил:

  • категорически не допускается резкое нажатие на педаль тормоза в повороте;
  • не выжимайте сцепление. Проходить поворот необходимо при включенной передаче.

С заблокированными колесами машина может сорваться с траектории. Поэтому надо тормозить так, чтобы колеса сохраняли вращение. Включенная передача придает машине дополнительную устойчивость.

Торможение с механической коробкой передач на спуске

Следующая особенность вождения автомобиля с МКПП — торможение на спуске. Главное правило при этом — не разъединять двигатель и трансмиссию. То есть сцепление не выжимать, коробку в «нейтраль» не переводить, тормозить только двигателем. Тормозами следует только периодически кратковременно подтормаживать автомобиль, если скорость превышает безопасную.

Дело в том, что при длительном затяжном торможении, например, при спуске с крутой горы, тормоза могут перегреться и отказать. Поэтому тормозить с горки следует только двигателем, чтобы не подвергать тормозные колодки сильным нагрузкам.

Запомните одно простое правило: чтобы мотор эффективно сбавлял скорость при спуске с крутого холма, двигаться следует на той передаче, на которой вы бы поднимались по этой же дороге в гору.

Как правильно тормозить на скользкой дороге?

Основное правило на скользкой дороге — не допускать блокировки колес. Пока колеса крутятся и автомобиль управляемый, можно при необходимости аккуратно изменить направление движения и объехать препятствие. С заблокированными колесами машина перестанет слушаться руля, и траектория движения станет непредсказуемой.

При торможении необходимо стараться удерживать колеса на грани блокировки. Это можно сделать периодическим нажатием и отпусканием педали тормоза. Держите передачу включенной: автомобиль, лишенный крутящего момента на ведущих колесах, может неожиданно сорваться в занос, справиться с которым без специальных навыков будет сложно.